В рамках недавнего эксперимента ученые попросили 3022 человека исполнить роль потенциальных нанимателей. При этом «на работу» к ним отбирались всего две женщины, фактически равные по позициям: одинаковый возраст и опыт работы. Только одна из них рассказала нанимателю о том, по какой причине она не работала в течении 5 лет (объяснялось это либо рождением детей, либо достаточным заработком супруга), а другая – нет. Результат исследования показал, что у людей существенно повышаются шансы устроиться на работу, если во время беседы они сообщают о себе личную информацию.

Для того, чтобы собеседование окончилось благоприятно, нужно соблюдать следующий свод правил:

ппБудьте правдивы

Одно из главных правил успешного прохождения собеседования – не обманывать. Не стоит приписывать себе мест работы, которых не существуют, обязанностей, которых вы не выполняли, умений, которыми вы не владеете. Опытный кадровик может легко распознать ложь. Но если даже вы все-таки добьетесь желанного места, коллеги быстро раскусят вашу ложь. Они же поймут, что ваш «свободный английский» на самом деле недалеко ушел от уровня средней школы, а «большой опыт организации мероприятий» - это всего лишь умение вовремя заказать кофе для участников конференции.

Не давите на жалость

Есть кандидаты, которые, чтобы получить работу, стараются разжалобить специалиста по кадрам. «Ну возьмите меня хоть кем-нибудь!» - чуть ли не умоляет человек своего собеседника и начинает рассказывать о сложном финансовом положении, семейных неприятностях, проблемах со здоровьем и других обрушившихся на него бедах. Скорее всего это ни к чему хорошему не приведет. И не потому, что напротив вас сидит бессердечный (на ваш взгляд) человек. Дело в том, что работодателям нужны успешные, уверенные в себе люди. «Ну вот если этот человек и свои-то проблемы решить не может, то как мы ему доверим ту или иную работу?!» - примерно к такому выводу приходят руководители после подобных разговоров.

Наличие конфликтов на предыдущем месте работы

Бывает, что у человека, желающего получить работу, за плечами совсем небольшой трудовой период. И в случае стремительно увольнения вопрос о его причинах непременно возникает у руководителя – либо на собеседовании, либо в процессе оформления документов. В этом случае психологи рекомендуют честно рассказать, что вы ошиблись, приняв неправильно решение об устройстве на место предыдущей работы, и, поняв свою ошибку, решили не терять понапрасну время и уволились. И лучше, если эту информацию ваш руководитель узнает до того, как обнаружит соответствующую запись в трудовой книжке.

А как быть, если причиной увольнения стал серьезный конфликт с руководством или коллегами? Подробный рассказ о том, как вас третировал начальник и как вы страдали от вредительства коллег, будем для вас серьезным минусом. Равно как и обман («Отношения с руководителем были прекрасными, просто мне захотелось развиваться в смежной форме»). Ведь специалист по кадрам может обратиться за рекомендациями на ваше прежнее место работы. Что делать? Искать золотую середину. Не критикуйте бывшего шефа за глаза, старайтесь подчеркнуть что-то хорошее в полученном с его помощью опыте. Но при этом можно добавить: «У нас с бывшим руководителем расходились взгляды по некоторым рабочим вопросам» или «Он научил меня работать в рамках часто меняющихся условий, но все же моей целью является несколько иная работа». Если ответы прозвучат искренне, это вполне удовлетворит.

Какие могут быть ловушки?

1. ИгнорированиеЗайдя в кабинет, вы можете столкнуться с тем, что вас демонстративно игнорируют. Не замечая вашего присутствия, работодатель деловито шелестит бумагами или разговаривает со своими коллегами. Возможно, он хочет посмотреть, насколько вы уверены в себе и как умеете начинать беседу. В таком случае не стойте молча у двери – подойдите к работодателю, поздоровайтесь, назовите себя и кратко изложите цель визита. Если он разговаривает с кем-то, вежливо извинитесь за то, что прервали беседу.

2. Провокационные вопросы. Существуют вопросы-капканы. Например: «Приходилось ли вам давать взятки на предыдущей работе?» Вам лучше прямо заявить о недопустимости такого рода формулировок: «Я не хочу и не буду отвечать на этот вопрос, потому что любой ответ может быть использован против меня». Есть вопросы, чтобы смутить кандидата или вывести его из равновесия. Например: «Зачем вы пришли на собеседование? Ведь вы не соответствуете этой должности!» Скажите, что готовы доказать свое соответствие на конкретных примерах. И отвечайте на все вопросы спокойно и по-деловому.

3. Грубость. Если работодатель в грубой форме высказывает несогласие с вашими ответами , демонстрирует свое пренебрежение, отпускает ироничные или оскорбительные замечания и т.д., часто это может делаться для того, чтобы узнать, как вы ведете себя в напряженных ситуациях. Проверить вашу способность «держать удар». Будет большой ошибкой, если в ответ на грубое поведение вы станете агрессивно отвечать в стиле «сам дурак». Выставление напоказ своей злости, обиды, гнева характеризует вас как слабого человека и почти никогда не послужит вам верной службы. Сохраняйте невозмутимость, собранность и не забывайте о чувстве юмора.

пп2